Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
663200, Красноярский край, Туруханский район, город Игарка, 2-й мкр, д. 5

Наш адрес
+7 (39172) 22995
+79135872507

Контактный номер

Публикации

«Остатки былой роскоши» - так можно сказать об уцелевших со времён развитого социализма, а на самом деле, долговечных (если не вечных) декоративно-живописных панно, украшающих экстерьеры и интерьеры городских зданий: почтамта, средней школы. жилой пятиэтажки и школы искусств. Слово «роскошь» отнюдь не случайное. В особенности это касается мозаики – одного из видов монументальной живописи, возникшей ещё во времена Древнего Мира, 6 тысячелетий назад, в Древней Месопотамии. Роскошь мозаичного панно вплоть до 20 века могли позволить себе только самые состоятельные заказчики. Дорогостоящий, трудоёмкий, требующий кропотливой работы вид живописи. Долговечность и природная красота материала мозаики применялись в интерьерах храмов, дворцов богатой знати, а в 20 веке – для оформления павильонов, общественных зданий, станций метро и фасадов жилых домов.

Основные виды мозаики: Римская, Флорентийская и Византийская. Материал для мозаики (цветного изображения, «картины», узора, орнамента, выложенных из мельчайших частиц- «модулей») очень разнообразен: камень – разноцветная природная галька, полудрагоценные: мрамор, яшма агат, аметист, лазурит, халцедон. Кроме камня, мозаика может быть выполнена из керамического модуля, металлического, золотого; в наше время известны глазурованная, прессованная, эмалированная, стеклянная, керамическая мозаика.

В Римской мозаике модулем служили кубики камня одинаковой величины, плотно подогнанные друг к другу, посаженные на связующую основу (ею со времён Др. Рима служит бетон). 

Византийская мозаика отличается от Римской новым материалом – смальтой (непрозрачное цветное стекло, получаемое путём обжига в печи при т.1200град.), наколотого на равные по величине модули – кубики, а также из полудрагоценного камня.

Принцип кладки такой же, как и в Римской мозаике. Флорентийская мозаика принципиально отличается от предыдущих: разновеликие кусочки материала плотно подгоняются друг к другу, как при инкрустации поверхностей мебели, заполняя нужный абрис, силуэт на плоскости стены, или пола.

Красота мозаичных панно ни с чем не сравнима. Богатая и тонкая по своей изысканности палитра природного камня, сверкающая глубина цветной смальты, искрящейся при солнечном свете, создают завораживаюшую взгляд «живую» картину, полную света и цвета, играющую оттенками при различных углах зрения и освещении.

Мозаики Византийских храмов порой покрывали стены от пола до купола, прихожане попадали в мир гармонии, божественного сияния. Неровный, «живой» рельеф смальтовой кладки, золотые фоны создавали атмосферу сияющего, звучащего пространства, отрывающего человека от бренных забот. Эти мозаичные картины сохранились и по сей день.

Трудоёмкость мозаики – в последовательности этапов: от работ по дроблению камня, от первоначального эскиза в цвете – к «картону» (рисунку в натуральную величину) – к переносу контура на плоскость (метод точечного прокалывания бумаги с припорашиванием отверстий пигментом жив до сих пор), вплоть до кропотливой выкладки модуля на основу (плоскость выкладывается из составных каркасных блоков, проложенных арматурой и залитых цементом в опалубке), до монтажа, стыковки составляющих частей.

Этой работой занимается целая бригада. Первые мозаичные мастерские в Европе появились в эпоху Возрождения в Италии, при дворе Медичи, династии, покровительствующей искусствам, ценящей талант и труд художников, которые съезжались туда со всего света. Дорогостоящий труд оплачивался достойно. Дворцы дожей, палаццо, интерьеры храмов украшались прекрасными, долговечными панно. Все затраты окупились с лихвой. Мозаики пережили века.

В России мозаика прижилась не сразу. С принятием на Руси христианства её образцы исполнялись поначалу византийскими мастерами, смальта и камень везлись из Византии и были страшно дороги. Первое производство смальты, как и первые мозаичные мастерские появились на Руси в Киево – Печерской лавре, в Киеве – первые мозаики в храме Архангела Михаила. Эпоха монгольского нашествия надолго затормозила и строительство каменных храмов на Руси, и развитие искусства мозаики. Лишь в 18 веке, благодаря М. Ломоносову, в России было возрождено и налажено производство смальты. Он же, Ломоносов, собственноручно выложил мозаики «Полтава» и серию портретов,- гордость русского монументального искусства Образцы мозаичного искусства в России 19 века: храм Спаса на Крови, Исаакиевский собор в Петербурге. мозаики которого открыли миру новую разновидность материала (Уральский камень: малахит, яшма), а также новое её применение как декора предметов (вазы, чаши, светильники, шкатулки) и архитектурных деталей (колонны и пилястры). В 20 в. возникает понятие «русская мозаика».

Эпоха Модерна в искусстве (рубеж 19 – 20 в. в.) раскрепощает мозаику, делая приёмы её выкладки свободными и новаторскими: разновеликость сочетаемых модулей, новые материалы и технологии обогащают древнее искусство.

В нашем городе мозаика – это дорогая редкость, та настоящая роскошь, которая осталась у нас и делает город, потерявший две трети своего населения, своё неповторимое «лицо» - уникальную деревянную архитектуру, не безликим, расставляя редкие цветовые и смысловые акценты в однородной гамме кирпича микрорайонов, как подарок, встречается глазам своим неожиданным многоцветием.

Мозаика из смальты, украшающая торец здания почтамта в Игарке, была смонтирована в начале 80-х. Авторы мозаичного панно, заказанного городом - художники-монументалисты Красноярского художественно-производственного комбината Александр Лапко и Александр Приёмышев. Бригада исполнителей вместе с авторами панно трудилась над мозаикой в мастерских комбината. Панно в виде отдельных блоков (вес каждого – 30 кг) было привезено в город летом, в навигацию. Одобренный худсоветом Красноярского комбината (компетентная комиссия, куда входят главный художник, монументалисты, архитектор, представитель власти) эскиз представил многофигурную декоративную композицию в духе времени: окрашенная романтикой героика труда северян. На всех этапах работы комиссия отслеживала её качество и соответствие технологиям. Цветовой строй мозаичного полотна насыщен оттенками красного, плотного, звучного. Задача художников состояла в создании мощного цветового пятна, которое звучало-бы мажорным акцентом в среде, где основная часть года – зима. На фоне белого снега панно, выложенное смальтой, привлекает к себе внимание. Цветовые градации просматриваются даже с большого расстояния. Задача создать в суровой среде Севера насыщенное активным цветом пятно со сложными переходами, разнообразящими монотонность скудного городского пейзажа, была выполнена. Мозаика, открытая лучам солнца в первой половине дня (юго-восток) стала неожиданным подарком горожанам. Ещё не было деревьев, заслоняющих обзор и панно словно встречало входящих и въезжающих в микрорайон. И по сей день оно прекрасно выполняет свою задачу. Смальта – долговечный, фактически вечный материал. Природная среда с морозами, ветрами и дождями ей не страшна. Краска не выгорает и не теряет своего блеска. При рассмотрении вблизи не устаёшь удивляться красоте переливчатых кубиков, похожих на драгоценные камни. Многие из нас перестали замечать панно…в таком случае надо представить, что его нет на своём привычном месте и вас встречает глухая кирпичная стена почты…

Ещё одна мозаика, выполненная также, в технике «Римской», только из другого материала – природного камня, неожиданно появилась в нашем городе в 2009 году. Декоративное по стилю тематическое панно, посвящённое творчеству Виктора Астафьева, органично вписалось в плоскость кирпичной стены 10 дома 2 микрорайона, рядом со школой, носящей имя писателя. Сюжетная композиция включает портрет В. Астафьева, фигуры известнейших героев его произведений, связанных с Севером, с Игаркой. Акимка, его верный друг Бойё, Туруханская Лилия и символ творчества писателя – Царь -рыба. Вплетённые в ритмичную декоративную композицию, они словно насыщают смыслом пространство городка, сжавшегося в горстку микрорайонов, напоминая ежедневно об истории Игарки (Краесветска), о её судьбе, людях, о человеке, любившем и прославившем её в своих книгах. Автор мозаики – художник Е. Каунченко, в 70-80 е работавший в художественно -производственных мастерских Красноярска. Опыт работы в области монументальной живописи помог реализовать давно задуманное в камне. Местный галечник с его цветовой палитрой – от чистейшего белого – через все тёплые и холодные оттенки спектра – до чёрного оказался идеальным материалом для создания мозаики. Пройдя в одиночку все этапы – от сбора и сортировки камня – до изготовления сборных блоков в условиях, неприспособленных для работы с монументальным панно, художник решил поставленную им самим задачу. Разный по форме камень, не обработанный полировкой, разновеликие модули, мягкие цветовые оттенки позволили как нельзя лучше раскрыть тему, неназойливо, естественно вписать композицию в пространство окружающей среды.

Зданию игарского почтамта повезло. Интерьеры первого этажа украшают монументальные панно, выполненные в технике сграффито. В переводе с итальянского это означает «процарапыванье». Сложная, но очень эффектная техника известна была ещё в Древней Греции и Этрурии. Резьба по многослойной цветной штукатурке пришла из декоративного искусства. Вазы с рисунками в технике сграффито, интерьеры жилых и общественных зданий сохранились со времён Древнего мира.

Сложность сграффито – в умелом и осторожном соблюдении правил технологии. Работа «в материале» начинается с идеальной зачистки поверхности стены. Она должна быть совершенно ровной. Первый цветной слой (пигмент, смешанный с раствором) наносится также идеально ровно, с выглаживанием поверхности. Раствору нельзя давать высохнуть, также, как и нельзя наносить следующий слой – по совсем сырому. Таким образом наносят необходимое количество слоев цветной штукатурки определённой толщины. На поверхность, применяя метод прокалывания и припорашивания пигментом, переводят контур рисунка. В работе применяют шпатели, скребки, резцы. Заранее готовится картон в цвете в натуральную величину. Для каждого цвета с кальки разным пигментом наносится контур. Мастер прорезает слой до нужной глубины, выявляя нужный цвет. Получается рельефное цветное изображение. Долговечность сграффито проверена временем, веками. Точность соблюденных пропорций состава раствора и краски, мастерство резчика - гарантия качества работы.

В середине 70х декоративные по стилю росписи в технике сграффито выполнили для здания почтамта художники – монументалисты из Литвы. Работа длилась достаточно долго, этапами. Прошло 40 лет и штукатурка не утратила своего цвета, роспись прекрасно выглядит. Мастера знали своё дело. Тема почтовых перевозок – основная тема сюжета, включающего фигуры, мчащиеся в снегах на оленях, поезда, почтовые тройки, пароходы. Возможно, тема Севера не была близкой авторам и детали рисунка могут вызвать улыбку, но цветовая сдержанная гамма, решённая в холодных тонах синего, цельность композиции, прекрасно технически выполненная работа восхищают. К тому – же, нынешние новенькие почтамты уже вряд -ли позволят себе такую роскошь, как роспись. Типовые, «евроремонтные», с пластиковыми стандартными интерьерами, они проигрывают нашему. У нашего почтамта - свой неповторимый облик. Благодаря прекрасно выполненным мозаике и сграффито.

В конце 80х А. Лапко и А. Приёмышевым были выполнены ещё две работы: сграффито на фронтальной стене новой школы (номер 1) и роспись интерьеров (коридоры) в той – же школе. Распространённый для того времени, и одновременно оправдывающий своё существование сюжет (фигуры школьников, пионеров и комсомольцев, вписанные в декоративную композицию, с лентой лозунга)) оживил и «согрел» тёплой цветовой гаммой массивную. вынесенную вперёд коробку двустороннего входа в здание, сделав фасад школы праздничным и привлекательным (вспомните типовые здания ср. школ в городах, отличающиеся лишь номером на вывеске). Росписи интерьера – это декоративные композиции, яркие, насыщенные цветовыми контрастами переплетения линий и пятен, с элементами советской символики, ритмичные и звучные. Материал: масляные краски. Скучные пространства длинных коридоров превращены в интереснейшие полотна, по которым не устаёт скользить взгляд, следуя за ритмом и движением цветовых масс и энергичных линий. Таким коридорам может позавидовать любая школа. Открытые, чистые цвета, отвлечённая, нефигуративная композиция- радость и новшество для детских глаз. Роспись создаёт мощное мажорное настроение. Это очень важно. Север, монотонность пейзажа за окном, отсутствие солнца, скудность событий внешнего визуального мира…роспись помогает скрасить всё это, исподволь влияя на эмоциональный настрой, радуя глаз яркими красками. Она остаётся очень актуальна, современна и по сей день.

Ещё один объект - монументальное панно, выполненное в технике сграффито украшающее, не смотря на утраченные со временем детали, стену здания Д.Ш.И. (когда -то – здание детского сада). Эта работа выполнена в начале 70-х художником Виктором Шевченко, первым преподавателем художественного отделения Детской Школы искусств. Лаконичный, выразительный силуэт женщины с ребёнком на поднятых к солнцу руках выполнен всего в два цвета. Утраченное теперь крошево зеркального стекла на солнечном диске сияло радостным акцентом на белой стене. Восстановить эту важную деталь вполне возможно, тем более, что в городе – по пальцам одной руки можно перечесть такую редкость, как монументальное панно.

Подкрашивание, самодеятельная «реставрация» фрагментов, которые были повреждены механически (как на фасаде школы 1), недопустимы. «Картина» сразу утрачивает то впечатление, которое должна производить, ведь все, даже мелкие цветовые детали были продуманы авторами в контексте общей целостности (и цветовой, и композиционной).

Известно, что человека создаёт семья и среда, в том числе, и городская. Монументальные панно в Игарке, созданные мастерами своего дела – редкость, настоящий подарок, радость ежедневной встречи с гармонией цвета и линии.

Использована литература: И.Э. Кашекова» От античности до модерна», Москва, «Просвещение», 2000 г.; Н. Платонова, «Искусство», энциклопедия, Москва, «Росмэн», 2002 г.; Георгий Бутиков, «Исаакиевский собор», С-Петербург, «VERLAG», 1991 г.

Главный художник музея, Г.С. Черкасова