gototopgototop
d731b229
   
Размер текста

Cтажировка Фонд В. Потанина «Школа музейного лидерства: гид по компетенциям»

«Иногда один день проведённый в других местах,

дает больше, чем 10 лет жизни дома»

Анатоль Франц. 

Эта фраза выбрана мной не случайно. Она была написана на бумажном стаканчике с прохладительным напитком, любезно предложенным мне стюардессой рейса Игарка – Красноярск, теперь я могу с уверенностью утверждать, что она стала пророческой. Времени, поразмыслить о том, чего ожидать от стажировки у меня было предостаточно - почти трех часовой перелет до Красноярска и 4-х часовой перелет до Москвы.

Учредителями стажировки Фонд В. Потанина «Школа музейного лидерства: гид по компетенциям» было удачно выбрано место для проживания гостиница «Славянка», а поблизости и Екатерининский пруд, и Армянский музей, и замечательная солнечная погода обрамляющая новые впечатления. Все это в совокупности настроило на нужный творческий лад. А далее последовало знакомство с молодыми музейными специалистами, уникальными людьми «горящими» новыми идеями, проектами.

Спасибо кураторам Алине Козловской, Варваре Бусовой, Ирине Актугановой за отличную организацию и сопровождение нашей группы по городу от объекта к объекту с минимальными потерями в пути, хотелось бы отметить, что иногда сделать это было очень сложно. Восторженная толпа музейных специалистов, идущих по городу иногда была сложно управляема, но кураторам все было по силам.

А дальше начался тот самый 7-дневный интенсив заявленный в программе стажировки.

Третьяковская галерея + Перелетный кабак + ВЦ «Рабочий и колхозница»

Первые два дня музейного интенсива проходили на базе Третьяковской галереи. Кураторами была заявлена обширная программа, включающая в себя темы: музейного пиара, менеджмента, образовательных программ в музее, фандрайзинга и представлена концепция развития Третьяковской галереи.

Спикер данного мероприятия – Алена Агапиева, с темой «PR и маркетинг», объявила алгоритм действий для достижения удачного продвижения музейного продукта. Первый вопрос на который необходимо ответить рабочей группе: «Для кого выставка?» И вроде бы такой простой вопрос, но как сложно на него ответить не уходя в общий ответ: «Для всех». Заинтересовала тема Алены о исследовании аудитории, проведенных Третьяковской галереей. Возникла идея выполнить подобного рода исследования посетителей сайта музея и таким образом узнать в каких регионах больше интересуются Музеем вечной мерзлоты и попробовать провести работу по привлечению посетителей через тур операторов этого региона.

Куратор, Марина Эльзессер «Образование в музее», рассказа о проводимых в институции образовательных и инклюзивных программах для детей. Отдельно хотелось бы отметить впечатление от представленных инклюзивных программах они разнообразны и креативны. И при сплочённой работе музейщиков, педагогов, психологов и ребят, получаются действительно удивительные картины, скульптуры или театральные постановки.

Далее, Анна Иванченко «Продвижение образовательного направления Третьяковской галереи». Мне кажется, каждый из участников стажировки запомнил фразу «Музей не храм, а открытое пространство для личностных трансформаций». Рассуждать о верности этого утверждения можно до бесконечности, но я с ним действительно согласна. А как преобразовать классическую подачу материала в ту, которая поможет преобразоваться и трансформироваться личности рассказала Анна в своей лекции.

Татьяна Мрдлуяш и ее «Концепция развития музея», «Музей и его друзья» представляла тему фандрайзинга и развития программ лояльности. Было много раздаточного материала на случай если в большом объеме информации участники стажировки потеряют что-то важное, можно было посмотреть, подсмотреть и оставить метки.

Перелетный кабак

«Перелётный кабак» — это бар и галерея. Напрашивается банальная фраза совмещение приятного с полезным, но заведение совсем не банальное, а на мой взгляд уникальное. До посещения этого заведения, мне трудно было представить, о объединение «пищи насущной» и «пищи духовной» на одной территории. И, наверное, если бы я это представляла, скорее всего это было бы соседство курицы гриль с удивительными работами Моне.

«Перелётный кабак» - приятное, атмосферное заведение с замечательным дизайном помещения, галерей и вкусной кухней - свободное, наполненное светом пространство, позволяющее пройтись и осмыслить представленные на выставке предметы. Спасибо Максиму Боксеру за теплый прием и интересный рассказ о идеи создания заведения.

ВЦ «Рабочий и колхозница». Выставка «Явление героя. В поисках Михаила Булгакова», посвященная великому писателю. Произвела сначала неоднозначное впечатление. Наличие двух входов в экспозицию, вызвало недоумение. И в какую дверь изначально необходимо зайти? Не покидало ощущение одиночества писателя (неприятия его произведений обществом, а позднее признание таланта). Главным акцентом, а может быть итоговой точкой стал портрет Булгакова состоящий из фрагментов с разными цитатами об авторе.

Итог: В заключение описания Третьяковских дней хотелось бы отметить работу кураторов. Много необходимой теоретической информации, закрепленной затем работой в группах.

INLIBERTY + Благосфера + дом-музей А.И. Герцена

INLIBERTY в здании завода «Рассвет», искусство дебатов вместе с Ильёй Венявкиным. Обучающий тренинг «О чем спорить в музее?»

Мой первый опыт участия в дебатах оказался положительным и это радует. До участия в тренинге слово «дебаты», наверное, как и у многих ассоциировалось с политикой. На практике оказалось, что дебаты являются инструментом при решении разногласий в коллективе, это позволяет прийти к разрешению проблемы. Механизм организации дебатов был наглядно представлен куратором при работе в группах.

Общественный центр Благосфера. Радушный прием оказала участникам стажировки директор центра Наталья Каминарская, подробно рассказав о работе организации. Четко была показана работа с общественными некоммерческими организациями, интересно устроено пространство памятника архитектуры (фабрика-кухня 1928 года постройки) и показан результат.

Дом-музей А.И. Герцена кураторы Леонид Копылов, Марина Краснова, Эрнест Орлов и Андрей Рымарь провели урок - занятие о том, как необходимо подходить к вопросу построения экспозиции в музее.

Итог: Интересно попробовать у себя в коллективе решить спорные вопросы с помощью дебатов!

Яндекс + “Аrtplay” + обсуждение темы фандрайзинга.

Офис компании Яндекс. Куратор Дмитрий Степанов «Маркетинг будущего». Дмитрий рассказал на примере коммерческих компаний как происходит продвижение различных продуктов при помощи инструментов маркетинга. Отдельной выделенной темой стала платформа «Большой музей». Проект призван помочь музеям создавать сайты, мобильные приложения и базы знаний, а также открывает пользователям онлайн-доступ к коллекциям. Предполагается, что музеи смогут структурировать свои коллекции и создавать материалы в цифровых форматах.

Творческое пространство “Аrtplay” Университет креативных индустрий Universal University, включающий в себя Британскую высшую школу дизайна, Школу компьютерных технологий Scream School, Московскую школу кино, Московскую архитектурную школу МАРШ, Московскую школу коммуникаций MACS и Московскую школу музыки. На данном примере можно посмотреть, как меняется городская среда превращаясь в культурную площадку. Кураторами artplay была проведена подробная экскурсия по данному пространству не оставившая никого из участников равнодушным.

Итоговое обсуждение дня и тема фандрайзинга в музее. Куратор Ирина Актуганова (человек с неиссякаемой энергией) в завершении дня провела для нас занятие по фандрайзингу. Ирина рассказала, как происходит процесс привлечения внешних, сторонних для музея ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта. Указала конкретные примеры успешного взаимодействия институций и компаний оказывающих материальную поддержку.

Итог: Музей вечной мерзлоты готовит материалы и информацию в цифровых форматах для размещения на платформе «Большой музей».

V-A-C, Музей Москвы, Гараж

Фонд V-A-C, Ярослав Алешин рассказал о работе фонда, о планах на будущее и о планируемых мероприятиях. Ярослав поделился планами о создании на территории ГЭС 2 нового культурного пространства. В здании оборудуют арт-резиденции и залы-трансформеры для концертов, постановок и перформансов. На крыше планируется установить солнечные батареи, а рядом с Патриаршим мостом посадить 600 деревьев. Со стороны кинотеатра «Ударник» предусмотрено создание общественной зоны.

Музей Москвы, Алена Сапрыкина директор музея, рассказала историю образования, многочисленных переездах и о преобразованиях, которые происходят в музеи. Был показан интересный мультипликационный ролик, подготовленный к юбилею музея.

Музей современного искусства гараж, посещение данной площадки никого не оставило равнодушным. Выставки Рашида Ираина, Павла Пипперштейна расширили представления о современном искусстве. Пространство можно описать как яркое, красочное и необычное.

Царицыно, Посещение Царицыно началось с замечательной экскурсии на электромобилях по территории парка и хотя погода в этот день не радовала, впечатления сложились самые приятные. Посещение новой экспозиции детского музея, позволило познакомиться с инклюзивными программами. Директор музея Елизавета Фокина выступила перед участниками стажировки и рассказала о экспериментальной программе по работе с населением имеющими разного типа зависимости.

Итог: Знакомство с необычными программами работы с разной аудиторией, позволило взглянуть на образовательные стратегии как на неотъемлемую часть современного музея.

Коломна, Музей «Калачная», Музей «Коломенская пастила», Музей-резиденция «Арткоммуналка Ерофеев и другие».

Очень теплый прием, снег с дождем не испортил экскурсию по Коломне. Музей «Калачная», вовлекающий посетителей в свою театрализованную экскурсию, никого не оставил равнодушным. Поразило упорство научных сотрудников, которые на протяжении нескольких лет восстанавливали оригинальный рецепт калача, прославившего Коломну. Старания сотрудников не прошли даром, получилось создать замечательный музей с аутентичными предметами и таким вкусным экспонатом – коломенским калачом.

Музей «Коломенская пастила». Не только калач прославил в свое время город Коломну, но и замечательная коломенская пастила, которую мы попробовали в музее, посвященном этой полезной сладости. Сотрудницы музея, одетые в удивительной красоты платья, поведали о создании разных видов пастилы и о традициях конца XIX — начала XX века, открыли посетителям секреты дам, посещавших балы, и о правилах этикета, которыми владели знатные особы.

Экскурсия продолжилась в музее-резиденции «Арткоммуналка Ерофеев и другие», где участники стажировки, оказались в коммунальной квартире советского периода, где попробовали себя в роли членов семей, тесно связанных одной жилплощадью.

Итог: Посещение города Коломны позволило увидеть развитее территории города через развитие малых музеев.

Спасибо фонду Владимира Потанина, за уникальную возможность приобрести новые знания и участникам стажировки за конструктивные дискуссии и новые идеи.

#фондпотанина #музейныйдесант #гидпокомпетенциям

 

Зав. отделом истории музея, А. Усольцева

Регистрация