gototopgototop
d731b229
   
Размер текста

Внемузейная выставка «Есть всюду свет…»

Ежегодно 30 октября мы отдаем дань памяти жертвам политических репрессий. Среди них было немало деятелей культуры и искусства. Сотрудниками музея вечной мерзлоты 30 октября в городском доме культуры была представлена выставка «Есть всюду свет…». Выставка рассказывала о заключенных актерах так называемого «крепостного театра».

Этот театр по сути был детищем начальника строительства Северной железной дороги Салехард Игарка полковника НКВД В.А. Барабанова. Там работали актеры, художники, режиссеры (первый состав). Но таких было мало. Во второй состав входили их бесправные коллеги, осужденные по 58-й статье как «враги народа». Театральная труппа в количестве более двухсот человек сначала прибыла в поселок Абезь, когда началось строительство № 501. 29 января 1949 года по Постановлению Совета Министров СССР было принято решение о переносе Управления Северного строительства в город Игарку, а затем непосредственно на трассу в поселок Ермаково.

Несмотря на то, что подневольным артистам пришлось поработать на 503-й стройке короткий срок, в памяти местных жителей выступления заключенных артистов оставили неизгладимые воспоминания. Конечно, в экспозиции одной выставки невозможно рассказать обо всех талантливых актерах «крепостного театра», многие из которых были известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Судьба у всех складывалась по-разному, объединяло их только одно – несмотря на свой талант они, как и многие, стали жертвами сталинского режима. Ярчайшими представителями актерской профессии были Леонид Оболенский, Юсуф Аскаров и Леонид Юхин.

Оболенский Леонид Леонидович. Его называли «Последним князем кинематографа». По фамилии и благородному образу. Человек из глубоко интеллигентной семьи. Дед Леонид Егорович Оболенский был издателем журнала «Русское богатство», писал романы из крестьянской жизни под псевдонимом Матвей Красов. Отец закончил юридический факультет Петербургского университета, стал банковским служащим, затем советским государственным и партийным деятелем, одним из первых советских дипломатов. Бабушка по матери была крепостной. Потомок древнейшего дворянского рода, попав в водоворот событий после 1917 года смог не только жить, но и выжить. Высокий, худощавый, подтянутый, всегда с элегантной «бабочкой», живые карие глаза. Таким запомнился этот человек с непростой судьбой, всем тем, кто его знал.

После Гражданской войны с 1920 года вся жизнь Оболенского была связана с искусством, сценой и кинематографом. Сначала работал в культпросветшколе, затем дебютировал в роли молодого красноармейца в фильме «На красном фронте», учился в Первой Госкиношколе (ВГИК) в мастерской Льва Кулешова, который позже так охарактеризовал Оболенского: «Человек всесторонних интересов— актёр, режиссёр, танцор, инженер, лингвист, историк искусств, фотограф, оператор».

В это время помимо актерской работы пробует себя и в качестве режиссера. Но вскоре наступает эра звукового кино. В период с 1929 – 30 годов в Берлине изучает звукозаписывающую аппаратуру. Стажировался у Джозефа фон Штернберга на съемках фильма «Голубой ангел», где познакомился с Марлен Дитрих. До 1936 года продолжает сниматься, пока его имя в качестве режиссера-постановщика не появилось в титрах фильма «Кража зрения». Этим Оболенский хотел спасти от обвинений в формализме своего учителя Кулешова, но только усугубил свое собственное положение.

Перед войной Оболенский— доцент ВГИКа, он работает над диссертацией о звуковом кино. Закончить диссертацию Оболенский не успел, так как в октябре 1941 вместе с другими преподавателями ВГИКа ушёл в Московское народное ополчение. В Брянско-Вяземском окружении попал в плен и концлагерь в Баварии. В 1943 году гитлеровцы формируют из военнопленных обслуживающий технический персонал для Восточного фронта. Оболенский попал в электротехническую бригаду. Ему удаётся бежать из плена. Больного, его приютили в монастыре под Бендерами, там он и скрывался около года до освобождения Молдавии. В монастыре «мирским» находиться не положено, и ему пришлось постричься в монахи под именем Лаврентий. После войны он был арестован и осуждён в 1945 году по статье 54.16 УК УССР (измена Родине).

В «крепостном театре» Стройки 501-503 Леонид Оболенский назначен на должность главного режиссера. После лагеря жил на поселении в Минусинске, работал режиссёром в местном драматическом театре. В 1952 году Оболенский был амнистирован со снятием судимости. В 1956 году, не имея права на жительство в Москве и ряде других городов СССР, был направлен в Свердловск для работы на киностудии в качестве звукорежиссёра. После двадцатипятилетнего перерыва как актёр снялся в фильме «Очередной рейс». В начале 1960-х годов Леонид Оболенский увлёкся телевидением, и в 1962 году стал репортёром и оператором Челябинской студии телевидения, вёл журналистские программы. В 1972 году переехал в Миасс, где работал в качестве режиссёра-методиста клуба кинолюбителей Дворца культуры «Прометей».

За небольшие, но запоминающиеся роли величественных стариков его называли королём эпизодов. За работу в фильме «На исходе лета» Леонид Оболенский был отмечен в 1980 году премией «Золотая нимфа» на XX международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло за лучшее исполнение мужской роли. Травма в 1988 году прервала актёрскую деятельность. Умер в Миассе 19 ноября 1991 года в возрасте 89 лет. В 1991 году Л.Л. Оболенскому присвоено звание народного артиста РСФСР. В 2005 году (посмертно) он был реабилитирован.

Юсуф Алиджанович Аскаров. Актер «крепостного театра» практически в то же время что и Леонид Оболенский.
Родился 25 февраля 1917 года в Петрограде в семье служащего персидского консульства в России. Мать работала в артели, куда, кстати, учеником слесаря-механика устроился и сам Юсуф после того, как отец умер, и семья осталась без денег.

В 1933 году поступил в театральное училище при Ленинградском Большом драматическом театре (мастерская народного артиста СССР Василия Софронова). На вступительных экзаменах его, верткого, с колоритной внешностью, попросили станцевать лезгинку, но он не рискнул: а ну как во время зажигательного танца отвалятся подошвы вконец прохудившихся туфель - их и без того приходилось приматывать проволокой! Юсуф предпочел медленный и чинный танец Шамиля.

После окончания училища играл в филиале БДТ в Мурманске, затем служил в армии, в ВВС Северного морского флота, где занимал должность художественного руководителя Дома флота ВВС.

В 1946 году был репрессирован (осужден по 58-й статье). С 1948 года играл в театре заключенных. В 1955 году освобожден и отправлен в ссылку в Абан. Реабилитирован в 1956 году Военным трибуналом Северного флота. В Ачинске появился в конце 1957 года как ссыльнопоселенец. С 1958 года - актер, затем режиссёр-постановщик Ачинского театра драмы.

Актер Красноярского театра, а с 1969 года - главный режиссер Красноярского театра кукол, в этом же году удостоен звания заслуженный артист РСФСР.
Ушел из жизни 17 мая 2004 года.

Юхин Леонид Иванович.
Родился 2 сентября 1918 года в селе Кунцевка Самарской Губернии.
В 1930 году семья была раскулачена и сослана в Архангельскую область, откуда 12-летнего Леонида тайком от властей вывезла в Самару родная тетя.
В 1937 году, после ссылки, семья переехала в Москву. Здесь Леонид Иванович окончил ФЗУ, работал на заводе им. Сталина. Учился на вечернем отделении Театрального училища.

Во время войны работал в концертной фронтовой бригаде.

В апреле 1944 года по доносу арестован, осужден по ст. 58. Отбывал заключение в КОМИ АССР, Игарке, Ермаково. Работал актером «Крепостного театра» стройки 501-503.
После 1953 года попал в Тайшетские лагеря, затем до 1956 года находился в ссылке в Красноярском крае.
Освободился в 1957 году.

В 1957-1958 годы с помощью бывшего заключенного артиста Малого Театра Бориса Ничеухина получил место актера в труппе Тувинского Драматического театра, где исполнил роль В.И. Ленина в спектакле «Кремлевские куранты».

В 1958 возвратился в Москву, работал в Московской филармонии. Был реабилитирован. 25 лет проработал старшим режиссером программ на Центральном телевидении.

Ушел из жизни 6 октября 1998 года.

Одна из задач выставки показать неиссякаемую силу духа человека, притягательность его ума и благородства. Выставку посетили 52 человека.

После окончания выставки многие проследовали на памятный митинг, в музей вечной мерзлоты, к площадке отдела «Стройка № 503». Здесь в отдалении от города, у памятных досок безвинно пострадавшим, игарчане возложили цветы и зажгли свечи, в знак памяти всем, кому не удалось избежать политических репрессий. В День памяти жертв политических репрессий вспоминают миллионы людей, которые были необоснованно подвергнуты репрессиям, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку, лишены жизни в годы сталинского террора и после него. И эти кровавые события навсегда останутся в летописи истории нашего города и страны.

 

Научный сотрудник отдела истории, И. Шинова

Регистрация