Памяти блокадного Ленинграда и его защитников

27 января является днём воинской славы России, в честь Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады. Блокада Ленинграда – один из тяжелейших периодов, который когда-либо пришлось пережить городу - 900 дней и ночей люди держались мужественно и самоотверженно.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса были названы Городом-героем за мужество и героизм, проявленные жителями этих городов.

Маленькая, хрупкая, доброжелательная и всегда улыбчивая женщина - такой вспоминается Елена Матвеевна Калуцкая. Мы встречались Еленой Матвеевной, когда ей было уже за 90 лет, но выглядела она на много моложе указанного возраста.

Елена Матвеевна Калуцкая, участница блокады Ленинграда: «Я родилась в деревне Малое Кайдалово, возле границы с Финляндией. Раньше границы с Финляндией не было. После войны и сделали границу. Половина родственников осталась проживать на Финской стороне и стала гражданами Финляндии, а наша семья Кяхяри на стороне Советского Союза. Мы стали советскими гражданами». Так просто, были разделены государственной границей, семьи одного и того же рода.

«Семья у нас была многодетная, шестеро детей. Еще в семье бабушка была жива по отцовской линии и тетушка, родная сестра отца, она тяжело болела. Всего в семье было 10 человек. У меня была старшая сестра она 1920 года рождения, а я с 1921. Когда проходила эвакуация через Ладожское озеро мои документы утонули, год рождения был исправлен на 1922. Я маленькая, худенькая-никто и не замечал ошибку в дате. В 1933 году, пошла по деревне волна раскулачивания. Отца забрали. А у нас всего из хозяйства была одна лошадь и две коровы - на 10 человек-то. Были конечно и состоятельные жители, как сейчас называют коммерсанты. Они держали большие хозяйства, свои фермы. Отца забрали ночью. Мама была еще в положении, двойняшки родились потом. После потери главного кормильца, в семье работать осталась одна мама (тетка была больна, бабушка старенькая, мы маленькие). Сестра, окончив первый класс, пошла работать — помогать маме на ферме, я начала помогать после третьего класса. Какая с нас детей помощь была: таскали котелками воду коровам, где почистим швабрами стойло - все помощь! Основная тяжелая работа легла на мамины плечи. Она ставила покос, сеяла, убирала. Денег не было даже на хлеб, питались тем, что выращивали. Мама родила двойняшек во время работы на покосе, принесла их в подоле с работы. Они прожили всего шесть месяцев, умерли одна за одной. В этот период говорили, что опять будет война, мы очень боялись. Пришел приказ очистить границу от гражданских жителей, если война, убьют всех. Отправили нас в Вологду, как сейчас помню Вологодская область, Устюженский район, деревня Воронцово. В 40-м году нам дали распоряжение возвращаться назад в деревню Малое Кайдалово. После финской войны от деревни не осталось и следа. Младшая сестра поехала учиться в Петрозаводск на бухгалтера. Вступили в колхоз, нам дали квартиру. Мама пошла дояркой работать. Мы тоже помогали, чем могли - сеяли.  22 июня объявляют-война! Урожай собрать не успели, ничего не успели. Как страшно было узнать о войне! Незадолго до начала войны старшая сестра вышла замуж, мужа сразу взяли на фронт. Практически сразу похоронка пришла.

В сентябре 1941 года предложили эвакуацию через Ладожское озеро. Документы только взяли, остальное все дома оставили. До станции шли пешком 15 километров тяжелее всего пришлось сестре у нее на тот момент на руках был пятимесячный ребенок. Поезда не ходили, бомбили. Немецкие бомбардировщики потопили пароход на котором должны были эвакуироваться собравшиеся. Мне кажется ни одного человека ни спаслось с нашей деревни, с этого парохода. Они все ушли на дно. Самолет улетел, и мы вернулись обратно. Шли до Ленинграда, там деревушка какая-то была. Старушка из этой деревни предложила сестре остаться с ребенком. А мы ушли дальше: мама, три сестры и два брата. Пришли мы в свою деревню, деревня полна советских солдат.  Все, что мы садили, домашних животных (коров, кур) ни чего нет. Вторая семья, которая спаслась вместе с нами, из-за голода, выкопали умершего по весне коня. Подумали если его сварить, то можно употребить в пищу. Вся семья погибла от отравления.

В наш дом пришел комендант, а мы тут все. Он приказал уходить в тыл. Но мама сказала, что лучше от пули умереть, чем от голода и мы никуда не пойдем. Но комендант был очень строгий и дал нам 24 часа на выезд («Чтобы духу вашего здесь не было!»).  Идти нам было некуда – война кругом. В Ленинград, что ли? «А что вы умеете делать? Варить умеете?». Какая женщина готовить не умеет?! Только где варить -  кастрюль нет, чугунки только были. Комендант пошел в баню, а в бане были чугунные котлы большие, наверное, двухсот литровые, если не больше. Солдаты пришли к нам, плиту сняли с печки, а этот котел замазали туда. Военные приносили пайки, и мы готовили им еду.  Приходили человек по 15, иногда и больше. Им еще давали тушенку и крупы: пшенную, пшеничную, гороховую, гречневую.  Крупа упакована была в пачки, как кисель. Вот каждому давали эту пачку, а на 5 человек одну банку тушенки. Мама из этих пайков и готовила еду. Но солдаты не садились есть, пока мы не поедим. Все же нас было пятеро человек-детей.

В 1942 году, дома в деревне все разбомбили, остался только наш дом, потому что находился в низине. Ночью были постоянные обстрелы, на улицу голову нельзя высунуть. А утром мы все лопаты в руки и, воронки засыпать! Если этого не сделать машины не пройдут. Пайка хлеба была урезана еще в конце 41 года, а в 42 году хлеб совсем «бумажный стал». Съешь бумажный хлеб и никакой сытости не чувствуешь. Весной 1942 года нас начали эвакуировать. До вокзала станции Грузино, шли пешком - 12 километров. Поездом, далее автомобилем - мы так и добрались до Ладожского озера. Никого уже из мирного населения не было, одни военные и раненые. Ходили только грузовые машины. Они шли уже по проталинам, все борта кузова и двери кабины открыты, если будет машина проваливаться, чтобы люди и водитель смогли выпрыгнуть.  Из вещей у нас с собой был только один чемоданчик, в котором лежали документы. Комендант перед нашей эвакуацией выдал нам справку, о том, что советские солдаты собрали наш урожай и зарезали весь скот, чтобы нам потом могли вернуть. Также указал, что наша семья оказывала содействие солдатам во время военных действий – работала на фронт. Вот такой вот у нас был документ.  При переезде через озеро машина попала в воронку и начала тонуть, началась паника, чемодан со всеми документами ушёл на дно вместе с автомобилем. Нам удалось спастись.

Дальше в товарном поезде, в грузовых вагонах, как солдат возят, так же и нас увозили в тыл. На соломе, в пустом вагоне, трое суток ехали без остановок: ни воды, ни еды, ни чего во рту не было. Таким тяжелым был путь из кольца блокады».

Елена Матвеевна рассказывала долго, но очень интересно, память у нее была прекрасная. Мы не заметили, что провели в гостях целый день – общались, пили чай, грустили по погибшим и пропавшим членам семьи. После войны Елена Матвеевна вышла за муж, у нее родились шестеро детей, потом появились внуки и правнуки. Большую часть жизни она прожила в Курейке, более десяти лет в Игарке у своей дочери – Шнайдер Светланы Алексеевны. Из-за потери документов, Елена Матвеевна, после войны не значилась в списке блокадников и не пользовалась полагающимися льготами. Только в 1995 году справедливость восторжествовала ей прислали долгожданное удостоверение – «Жителю блокадного Ленинграда» и медаль.

Елена Матвеевна Калуцкая ушла из жизни 8 июня 2017 года. В памяти знакомых и родственников она останется навсегда трудолюбивым, жизнерадостным, светлым человеком, настоящей игарчанкой, любящей свою родину.

Заведующая отделом истории, Анна Усольцева

Сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Согласен
© 2023 Музей вечной мерзлоты
Россия, Красноярский край, Туруханский район, г. Игарка, ул. 2 микрорайон, д. 5
При цитировании и копировании материалов с сайта активная гиперссылка обязательна