Выставка «Небо – ворота в Заполярье»

В честь юбилейных дат весны – 90 лет Полярной авиации и 60 лет полёта Юрия Гагарина в космос, в экспозиционно-выставочном центре музея была открыта небольшая выставка, на которой представлены макеты самолётов и предметы экипировки лётчиков. Экспозицию оформили в «космическом» цвете звёздного неба, с применением иллюстраций «Крылья Родины. Самолеты и пилоты в русском плакате». Это передавало небесную, авиационную атмосферу. Ниже Вы можете рассмотреть стенды и экспонаты.

Открытие выставки сопровождала лекция. Некоторые слайды мы так же публикуем ниже. Её ведущие – Галеев Артур и Братчикова Анастасия рассказали о тернистом пути развития Полярной авиации, от ее первых неуверенных шагов до широкого размаха современности. Ведущие так же непременно отметили вклад в космонавтику Юрия Алексеевича Гагарина - лётчика-космонавта СССР, полковника Военно-воздушных сил СССР, Героя Советского Союза.

 

Полярная авиация обязана своему появлению решению Сибирского Государственного акционерного общества Промышленности и транспорта внешней и внутренней торговли СССР о создании первого самостоятельного структурного авиаподразделения со своим командованием и самолетами, предназначенными для выполнения работ в Арктике – Службы Связи АО «Комсеверпути».

Авиационная история нашего города началась с освоения Енисейской авиалинии. Она прошла над Енисейским меридианом – от Красноярска к Игарке, затем к Дудинке, Диксону и далее к Северному Ледовитому океану. Авиалиния создавалась чтобы осуществлять ледовые разведки, обеспечивающие метеорологическими и ледовыми данными корабли Карских и других Северных экспедиций, а также бесперебойную работу молодого порта Игарка. Авиапортов на берегах арктических морей не было, организовывать их на морских судах было непросто. В конце лета 1929 года, завершая разведку для судов Карской экспедиции, летающая лодка «Дорнье-Валь» во главе с пилотом Борисом Чухновским произвела посадку на удобной акватории Игарской протоки.

а открытии выставки ведущие рассказали о масштабных идеях и планах на Заполярье Российской империи и СССР, о личностях, событиях нашего региона в целом и города Игарки в частности, о самолётах, служащих на Енисейской авиалинии. Благодарим за внимание всех гостей нашего музея!

Макеты самолётов, представленные на выставке, являются точными копиями, изготовленными в масштабе 1:20

«Дорнье-Валь» - первый самолет, на приобретении которого настаивал Борис Григорьевич Чухновский. Одномоторный поплавковый «Юнкерс» не мог отвечать требованиям ледовой разведки, нужен был самолёт, который бы обеспечивал дальность и продолжительность полёта, был бы надёжным и мог бы вмещать необходимый рабочий экипаж: командира, второго пилота, штурмана, бортмеханика, бортрадиста, и лётчика-наблюдателя (гидролога). Одним из важных качеств являлась автономность – ему не нужна была сеть портов для посадки.

Таковой была цельнометаллическая двухмоторная летающая лодка Дорнье Do 16 «Валь». Этот самолёт очень нравился лётчикам, его ласково, называли женским именем «Дарья». Было трудоёмко обслуживать двигатели, но самолёт ценили за прочный цельнометаллический фюзеляж.

Морской ближний разведчик, МБР-2 широко применялся на Енисейских авиалиниях на ледовой разведке, как транспортно-связной и пассажирский. Интересно устройство воздушного судна: на деревянных брусьях находится двигатель и толкающий винт. Мотор запускается с помощью вспомогательного движка-компрессора (в просторечии «бристоль»). Несмотря на деревянную клеёную конструкцию, он был прочным и ремонтопригодным, несложным в пилотировании. Самолёт ласково называли «Амбарушка».

Именно на МБР-2 в Игарку была доставлена группа артистов Малого театра, после чего стали налаживаться тесные творческие связи московских артистов и жителей нашего города. В 1935 году на МБР-2 Ян Липп и бортмеханик Сергей Фрутецкий открыли авиалинию Красноярск-Туруханск-Тура.

У-2 или По-2 – советский многоцелевой биплан конструктора Николая Николаевича Поликарпова. Изначально проектировался в качестве учебно-тренировочного самолёта, поэтому называется У-2. В пилотировании прост, летные ошибки прощает, например, самостоятельно выходит из «штопора». В 1931 году выполнил первый зимний перелёт Фабио Фариха Красноярск – Игарка – Дудинка, показав себя надёжной машиной для работы на Севере.

Представленные макеты - это первые три самолёта, которые прокладывали путь до Заполярной Игарки.

Шлемофон и очки полетные: выпущены заводом оптики в 1989 году из пластика особого качества. Предназначены для защиты глаз в условиях летной работы.

Кожаная форма защищала пилота при возгорании самолета. Фуражка принадлежала командиру МИ-8 Стеценко Сергею Ивановичу, куртка – дар Суховой Галины, специалиста отдела кадров филиала «Аэропорт Игарка», брюки – дар Бирюкова Леонида, бортмеханика вертолета.

Сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Согласен
© 2023 Музей вечной мерзлоты
Россия, Красноярский край, Туруханский район, г. Игарка, ул. 2 микрорайон, д. 5
При цитировании и копировании материалов с сайта активная гиперссылка обязательна