Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
663200, Красноярский край, Туруханский район, город Игарка, 2-й мкр, д. 5

Наш адрес
+7 (39172) 22995
+79135872507

Контактный номер

Жизнь – вечный полет: к 100-летию гражданской авиации

9 февраля 2023 года в России праздновали столетие гражданской авиации.

К этой знаменательной дате сотрудники музея вечной мерзлоты» подготовили тематичные выставки. В зале Игарского аэропорта, где в праздничный день собрались сотрудники практически всех его служб, музей представил выставку «Жизнь – вечный полет». Для жителей и гостей города была открыта выставка «Первым делом самолёты» в экспозиционно-выставочном центре.

Рассказ об Игарке начала 30-х годов, когда началось интенсивное освоение севера, не оставил равнодушным никого из присутствующих. Освоение Енисейской авиалинии, проходившей от Красноярска до Игарки, затем к Дудинке, Диксону и далее к Северному Ледовитому океану стало одним из факторов успешного развития нашего города.  Игарка была единственной воздушной гаванью для базирования авиагрупп созданного управления полярной авиации Главсевморпути. Открывал Енисейскую авиалинию Борис Григорьевич Чухновский. Он первый начал не только настойчиво говорить об использовании авиации в Арктике, но и сам первым из советских летчиков начал осуществлять ледовую разведку. В 1931 году был выполнен первый зимний перелет Красноярск – Игарка – Дудинка. Летчик Фабио Фарих на самолете У-2 совершил его за две недели, без единой поломки преодолев за 35 летных часов 4392 км. Таким образом, самолет У-2 был на долгие годы «прописан» на Севере и показал себя надежной и долговечной машиной. В этом же году на Игарской протоке прямо напротив выросших цехов нового комбината, приводнилась летающая лодка «Дорнье-Валь», пилотировал которую Я.С. Липп. Он привез председателя «Комсевморпути» Б. Лаврова вместе с уполномоченным ГПУ в Игарке М. Шороховым и корреспондентом «Известий» М. Зингером. Состоялось знакомство с первостроителями города, куда Яну Степановичу Липпу еще многие годы предстояло летать не только летом, но и зимой, а затем открывать северные трассы в Туру, Байкит, Диксон…

В 1932 году начальником Главсевморпути был назначен известный советский ученый Отто Юльевич Шмидт. Управление полярной авиации возглавил Марк Иванович Шевелев.  Тогда же первые рейсы в Игарку и Дудинку под руководством Б.Г. Чухновского на трехмоторном ЮГ-1 (Юнкерс Гигант) Н-4 выполнил Василий Сергеевич Молоков, который, как и Я.С. Липп, на долгие годы связал свою жизнь с Заполярьем.

В начале 1932 года пилот Ян Степанович Липп и бортмеханик Николай Львович Кекушев совершили зимний перелет из Красноярска в Игарку. Перелет продолжался всего двое суток, обратный путь составил тоже двое суток. Рекорд Фариха был побит, но при этом нужно учитывать, что Фарих летел в январе, в самые жуткие морозы, а Липп – в марте.  Мотористом в этом экипаже был в то время никому не известный Сергей Фрутецкий. Легендарная личность, оставившая яркий след не только в истории Игарского авиапредприятия, но и в истории полярной авиации и авиации Красноярского края. Он открывал Игарку и с воды, и с воздуха. Еще в 1927 году был кочегаром на пароходе «Тобол», с которого делали первые промеры в глубоководной Игарской протоке.  Фрутецкий почти всю свою жизнь неразрывно связал с авиацией и с нашим городом. Участник многих исторических событий, таких как высадка на Северный полюс папанинцев, многочисленных перелетов по Енисейской авиалинии, жизненно необходимых в целях быстрой доставки людей и различных грузов. Во время войны служил сначала в гвардейском минно-торпедном авиаполку Балтийского флота, а потом в транспортной авиации.  Летал и после войны, побывал в Антарктиде. Только в 1966 году Сергей Клавдиевич расстался с летной работой, но еще многие годы проработал в наземных службах Игарского авиапредприятия.

1935 год считается началом Игарки авиационной. Сюда прибыл первый базовый самолет Р-5 под управлением Григория Чернявского.  2 апреля 1936 года в результате авиакатастрофы полярный летчик Григорий Максимович Чернявский и инженер Нордвикстроя Иван Кузьмич Федотов погибли. Их похоронили в Игарке на площади у стен городского совета и комитета ВКП(б).

В 1937 году была создана авиагидробаза, где базировались известные, впоследствии замечательные полярные летчики. Эти имена вписаны золотыми буквами в историю полярной авиации, неразрывно связанную с историей нашего города: Б.Г. Чухновский, А.Д. Алексеев, Я.С. Липп, М.И.  Козлов, В.С. Молоков, И.П. Мазурук, И.И.  Черевичный, Э.К.  Пусэп, В.М. Махоткин, бортмеханики – А.С. Шелагин, Н.Л. Кекушев, С.К.  Фрутецкий, Д.И. Багряшов, Г.Т. Побежимов, В.И. Краузе, Ф.Л. Бассейн, А.С. Сугробов, штурманы – В.И. Аккуратов и многие другие.

10 октября 1938 года приказом начальника ГУСМП О.Ю. Шмидта был образован Игарский авиационно-транспортный отряд УПА. Первым командиром отряда был назначен тов. Слободчиков. По состоянию на 31 декабря 1939 года в Игарке базировались шесть самолетов Г-1, два самолета П-5, один самолет – ПП-5.

В 1940 году приказом № К-655 от 3 августа начальника ГУСМП при СНК СССР И.Д. Папанина была образована Игарская авиагруппа. Ее возглавил Петр Васильевич Левандовский.

Великая Отечественная война перечеркнула все мирные планы Советского народа, в том числе и игарских авиаторов. Из их числа ушли на фронт свыше 40 человек: пилоты, руководители, работники наземных служб. Среди первых ушли Сергей Фрутецкий, Григорий Червоноокий, Ростислав Сухоцкий, Леонид Брайлян, Зинаида Юнкерова. Встретили свой последний мирный день в Игарке известные полярные летчики Иван Черевичный и Михаил Водопьянов, проводившие ледовую разведку в морях Ледовитого океана и базировавшиеся в то лето «на плесе Большого Енисея, близ полярного города Игарки».

Летно-подъемный состав полярной авиации заслужил неувядаемую славу своим участием в боевых операциях и в выполнении специальных задач, имеющих важное оборонное значение.

В 1954 году на основании Постановления Совета министров СССР № 2462 от 18.12.1954г. был образован Хатангский отдельный авиационный авиаотряд полярной авиации Главсевморпути Министерства Морского флота СССР. В 1955 году создается Хатангский отряд   на базе Игарской авиагруппы управления полярной авиации со штабом в Игарке. 30 октября 1959 года Хатангский авиаотряд и приписные аэропорты были переданы управлению полярной авиации из состава Министерства Морского Флота в состав Главного Управления гражданского воздушного флота СССР. В Игарке образовался 251 Объединенный   отряд Красноярского управления гражданской авиации. Первым командиром назначили Козлова Петра Ивановича. Это был волевой, смелый и решительный руководитель. Он впервые широко применил вертолет Ми-4 в районах Крайнего Севера. Сам являлся одним из лучших вертолетчиков (погиб в авиационной катастрофе).

Период    60-х годов стал для авиационной Игарки временем больших преобразований.   В 1963 году Игарский 251-й объединенный авиаотряд был преобразован в Норильский объединенный авиаотряд со штабом в городе Норильске. В Игарке остался 251-й летный отряд – сам же аэропорт Игарка стал структурным подразделением Норильского объединенного авиаотряда вплоть до 1975 года. Впоследствии в этом году был образован Игарский объединенный отряд. Его командиром стал один из самых опытных летчиков, начинавший свою летную биографию в Игарке, Альберт Семенович Мартынов. Отряд получил вертолеты Ми-8 и самолеты Ил-14 и продолжил работу по освоению новых видов работ и районов полетов.

С 1978 года аэропорт Игарка официально становится запасным для таких типов самолетов как Ту-154, Ил-18, Ил-76, Ан-12. Именно в этом году впервые начали выполнять прямые рейсы Игарка – Москва на самолетах типа Ил-18, затем на Ту-154.

Одно из самых знаменательных событий в истории деятельности          Игарского авиапредприятия произошло в августе 1977 года. Наши летчики на самолетах Ил-14 провели ледовую разведку для атомного ледокола «Арктика», впервые достигшего географической точки Северный полюс. За проявленное мастерство и мужество правительственными наградами были награждены 23 человека.

В начале восьмидесятых годов игарские авиаторы обеспечивали ледовую разведку в западном секторе Арктики, участвовали в высокоширотных экспедициях «Северный полюс», обслуживали гидростроителей Курейки, геологов, рыбаков Диксонского и Игарского рыбозаводов, выполняли пассажирские рейсы в Норильск, Светлогорск, Курейку, Снежногорск. Объем работ значительно увеличился. Из убыточного Игарское авиапредприятие становится рентабельным, а затем – прибыльным.

В наступившие 90-е годы судьба Игарского авиапредприятия стала складываться не самым лучшим образом. Многие трудности пришлось пережить его коллективу в этот сложный период, но они были преодолены. В настоящее время в нашем городе функционирует новый аэропорт, произведен ремонт взлетно-посадочной полосы. Там, как и в былые годы, трудятся люди, влюбленные в свою профессию, сохраняя для последующих поколений славные традиции игарских авиаторов.

Научный сотрудник отдела истории, И. Шинова

Дополнительные фотографии:  Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить