gototopgototop
d731b229
   
Размер текста

Сибирская Азия: «Прикосновение к вечности» «Страна Тенгри»

Открытие двух выставок: «Прикосновение к вечности» и «Страна Тенгри» произошло в экспозиционно-выставочном центре 25 сентября. Объединены они общей темой «СИБИРЬ». Мы, живущие в Сибири, на Севере огромного Красноярского края, возможно, редко вспоминаем, на какой земле мы живём, чем она интересна, кроме богатства полезных ископаемых и разнообразия климатических зон. Огромная река Енисей для северян связана с судоходством, исторически – с выходом к морю, с Северным морским путём. По берегам Енисея, берущего своё начало из слияния рек Улуг–Хем и Коа–Хем у его истоков (Тыва) и на юге Красноярского края есть богатства другого рода, открытые всего лишь в середине прошлого века. Это – «музеи под открытым небом», ставшие теперь достоянием России и всего мира: наскальные рисунки эпохи Неолита. На территории Республик Хакасия и Тыва, в Курагинском районе Красноярского края сохранились, изучаются великолепные по своей выразительности выбитые на скалах рисунки древних племён Сибири, которые позже сформировались в народности: тувинцев, хакасов. Большая часть этих драгоценных артефактов была затоплена при строительстве Саяно-Шушенской ГЭС. Ученые, геологи, чабаны тувинских сёл совместными усилиями успели спасти до затопления 50 каменных плит с петроглифами, вывезли их в столицу Тувинской республики, Кызыл.

Урочище Мугур–Саргол – это Саянский каньон. левый берег Енисея, близ р.Чинге, труднодоступное место, где высоко на черных скалах, на протяжении 500 м вдоль реки тянутся изображения эпохи Неолита (2–3 т. до н.э.). рисунки были открыты С.В. Макаровым в 1956 г. Теперь каждый камень (их 371) пронумерован. Изображения: личины-маски (их 250), дикие копытные животные, колесницы, антропоморфные фигуры выбиты в технике «пикетажа» (точечная пробивка). Эпоха Неолита, или эпоха Бронзы – это новый этап в развитии человечества. Люди научились плавить металл, появились орудия труда, предметы обихода, инструменты из металла, заменившие камень (кремний). Техника нанесения изображений стала разнообразной: шлифование, сверление, пиление. Этот период назван «Неолитической революцией». Более сложными стали и общественные отношения. Юг Сибири – исконная земля скотоводов-кочевников. До наших дней там сохраняются уклад, традиции, промыслы, наработанные тысячелетиями. Оглахты (Хакасия) – горный массив на западном побережье Красноярского водохранилища. Особо охраняемая территория. Оглахтинский хребет – это самое крупное в Вост. Сибири скопление рисунков разных эпох и стилей. Курганы, каменоломни, святилища – свидетельство древней, развитой цивилизации юга Сибири. Оглахты внесён в предварительный список Центра Всемирного наследия Юнеско. Шалаболинская писаница расположена на пр. б. р.Туба, – правом притоке Енисея, близ с. Шалаболино. На различных высотах протяженного скального массива –500 плоскостей и фризов с рисунками, принадлежащими к разным эпохам Окуневской культуры (Неолит). Изображения разнообразны по технике исполнения: выбивка, шлифовка, гравировка. земляные красители.

Сергей Бондин, художник, много сезонов проведший в экспедициях (в т. числе и с легендарным Владимиром Фофановичем Капелько – художником. археологом), исследующих древнее искусство Хакасии, Тывы, Алтая. Четыре авторские копии, представленные на выставке, сделаны в к. 80х годов. Две из них: «Бык и личина, «Животные» выполнены на микалентной бумаге и дополнены цветом (земляные краски и клеи). Введя цвет, тонирование фона, художник попробовал сделать (графические) рисунки более выразительными, привнёс в них своё собственное ощущение и понимание древности, «вкус» времени.  «Колесо» и «Плитка» – эстампажные копии (древесным углём) с камней горы Оглахтах. Подобные копии – материал, хранящийся в музеях Хакасии, Тывы. Они несут не только информацию для ученых, но и самодостаточны как художественные произведения.

«Страна Тенгри» – выставка фотографий (художник Светлана Каунченко. Новосибирск). «Тенгри» в переводе с тюркского – означает «Небесный», «Возвышенный», «Божественный». Название определяет и настроение, особый, лирический, отстраненный от бытового, приземленного, взгляд на тему: Сибирь: Алтай, Монголия – в пейзажах, не переполненных сюжетами и событиями, а скорее, наполненных «говорящей пустотой», немногословием, как и жители этих мест – кочевники, (тюркоязычные народы Сибири), для которых Простор, Пустота – естественная и родная «Среда обитания», Родина. Древность и современность – почти на одном уровне, проникают одна в другую. В фотоработах – минимум национальной колористической окраски. Зрителю предлагается почувствовать бескрайность, первозданность удивительной страны гор и степей, «Страны Тенгри».

 

Главный художник, Т. Черкасова

Регистрация